Зачем мы работаем

06.08.2015
Фрагмент моего рабочего места. Аристотель строго следит за тем, чтобы статья получилась достойной.
Признаюсь, первоначальным названием статьи было «10 причин заказать сайт именно у нас»: схитрить хотел. Затем поставил себя на место читателя и решил, что ни за что не открыл бы такую статью, независимо от её действительного содержания: пришлось вскрыть все карты сразу.

Есть мнение, что очень важна «миссия компании». Она должна быть сформулирована так, чтобы клиенты, её прочитав, поняли, что работать именно с вами они мечтали всю жизнь. Ее нужно красиво оформить и крупными буквами поместить на главный экран вашего сайта: точка первого контакта, продающая лучше, чем все ваши работы вместе взятые.

Некоторое время меня беспокоило содержание нашего сайта: портфолио есть, описание процесса работы есть, контакты есть, миссии нет. Несолидно. Я мог легко придумать слоган, живое описание кейса, понятно осветить процесс работы, но миссия всё никак не формулировалась.

В какой-то момент неопределенная «миссия» переросла во вполне конкретный вопрос — зачем мы работаем. Но и тут оказалось не всё так просто: при такой постановке вопроса есть шанс скатиться к формуле «работаю за еду, лишь бы задачи клиента решить» и столкнуться с последствиями, представленными в отрывке из фильма ниже.

Пробуем разобраться, зачем вообще работают наши коллеги по цеху. Какой может быть «миссия компании»? Что вообще пишут о себе студии на своих сайтах?

  • Мы — профессиональные аналитики, которые проанализируют вашу бизнес-модель, проработают бизнес-процессы, которые должно обрабатывать представительство вашей фирмы в сети интернет. Наша миссия — решение ваших бизнес-задач.
  • Вот уже 58 лет суммарно все члены нашего коллектива увеличивают конверсию ваших landing page, поднимают вам CTR и выводят в топ-3 Яндекса при помощи авторских методик SEO-поисковой оптимизации. Наша задача — повышение ваших продаж.
  • Мы работаем для того, чтобы коммуникация вашего бренда была релевантна смысловому горизонту потребителя. 

Продолжать, думаю, нет нужды: каждый из вас видел десятки, если не сотни, примеров подобного рода творчества. Меня всегда восхищало то, что в них чувствуется неискренность даже в том случае, если студия действительно делает всё то, о чём пишет.

Их всегда объединяет то, что я называю «ощущением гарантии качества».

«Продающие триггеры», ставшие популярными благодаря мастерам построения landing page: они настолько неискренни, что, будь на их месте Штирлиц, провал был бы неминуем.
Буду далеко не первым, но всё же: если вы не читали книгу «Сначала скажите „Нет“» — добудьте и прочитайте её. Жизненно важно всем.

«Миссии компании» принято формулировать, если следовать терминологии Кэмпа, «в мире клиента». Так, чтобы было видно, что компания существует для того, чтобы клиент получал %вставьте то, чего он хочет%. Но, как ни парадоксально, такая миссия подходу Кэмпа будет более чем противоречить. Почему это происходит?

Всё очень просто. Бизнес может существовать с одной ровно целью: приносить своему владельцу доход. Это и есть единственная возможная миссия любого бизнеса. Когда компания говорит: «Мы работаем для того, чтобы решать ваши задачи» — она врёт, даже в том случае, если все её проекты шедевральны, задачи решают и увеличивают прибыль клиента в 100 раз. Миссия любой компании — приносить деньги этой компании. 

А теперь представьте себе сайт, который начинается с такой «миссии».  Сразу становится ясно, почему люди предпочитают маскировать истинную причину, по которой они работают: фраза «мы хотим вашего бабла, и побольше», к сожалению, не способствует продажам и не обладает такой конверсией в лидов, как, скажем, «мы работаем для того, чтобы ваш бизнес был эффективным».

В итоге все, абсолютно все миссии компании, получаются неискренними и вызывают отторжение на подходе.

Алдарис — персонаж компьютерной игры StarCraft — знает толк в бизнесе. Он может перестать ворчать насчёт Пилонов, но его «not enough minerals» не прекратится, будьте уверены, никогда. Та ещё сволочь.

Когда я это понял, у меня возник другой вопрос: зачем людям работать на совесть, если можно делать шаблонную фигню и впаривать её под видом мега-решений? (Актуально для дизайн и веб-студий).

Коллеги по цеху не понаслышке знают, какие ситуации бывают, и как, скажем, отстаивание своей позиции может привести к потере денег, клиента и так далее.

Если главная и единственная цель — деньги, то люди, по природе своей, должны заниматься соглашательством с последующей компенсацией собственных затрат мелким, незаметным воровством у клиента (пусть это и будут незаметные костыли вместо нормального кода или новомодные HTML5+CSS3 без фолбеков).

Можно возразить: если студия будет работать хорошо, то клиентов будет больше, деньги крупнее и вообще все заживут. Но опыт показывает, что по-настоящему прибыльный бизнес — это конвейерный сегмент с малыми чеками, но огромной маржой: зачем вообще заниматься заказной разработкой?

Как вы думаете, кто получает больше: директор фабрики по пошиву с выработкой 10000 изделий в месяц или знаменитый французский кутюрье, вышивающий по одному пиджаку в неделю?

Наконец, после долгих размышлений, я нашёл лишь одну причину, по которой люди продолжают делать замечательные вещи. Настоящую миссию, причем не компаний, а людей, которые в них работают.

Она по-своему изящна и проста.

Дело в том, что все мы с вами когда-нибудь умрём.

​И единственное, что от нас останется — вещи, которые мы сделали при жизни.

Например, дизайн, на который будут смотреть наши дети и внуки.

Или компания, которая стала в 10 раз круче благодаря разработанному вами сайту и через 50 лет, когда никто уже про ваш сайт не вспомнит, совершит качественный скачок и представит миру волшебное открытие, которое изменит всё.

Мы не можем знать, какая из наших работ поможет изменить мир. Единственное, что мы можем — это делать каждую свою работу хорошо. Тогда, есть шанс, мы оставим после себя что-то, что принесет смысл в нашу короткую жизнь.

После того, как осознаёшь это, понимаешь: вот она, единственная «миссия», которая может состязаться с «деньгами». Более того: они, при правильном подходе, усиливают друг друга и позволяют продавать волшебные вещи за нормальные деньги.

Но это уже другая история (да, это анонс цикла статей про продажи).

И ещё раз фото моего рабочего стола: внимание вниз вправо. Настольная книга, всегда перед глазами.

В заключение приведу цитату Марка Аврелия из труда «Наедине с собой».

«Тот, кто мечтает о посмертной славе, упускает из виду, что каждый, помнящий о нём, сам скоро умрёт, за ним последует и тот, кто унаследовал ему, и так до тех пор, пока не угаснет вся память, пройдя поколения помнивших и обречённых. Но допусти, что бессмертны помнящие о тебе и неистребима память. Что тебе до этого? Я не говорю уже, что это – ничто для умерших. Но что до похвалы живому, кроме разве имущественных выгод? Оставь же теперь заблаговременно заботы, об этом суетном даре, зависящем только от людской молвы».

Все мы умрем.

Память о нас будет стёрта.

Единственный смысл нашей с вами жизни — оставить после себя то, что исчезнуть не сможет. Самая прелесть — в том, что мы не знаем, что именно останется после нас.

Помните это, работая над каждым проектом.

А «миссия компании» — она нафиг клиентам, на самом деле, не нужна.